С 2021 года во всех школах России, школьники принимают участие в оценке уровня функциональной грамотности у обучающихся. Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность (ФГ) - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который необходим для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Формированием ФГ учителя занимаются на каждом уроке по каждому предмету. Оценить сформированность ФГ можно у обучающихся в возрасте 14-15 лет (международные исследования направлены именно на эту возрастную группу детей), но формировать способность человека вступать в отношения с внешней средой - задача учителей всех уровней образования, начиная с дошкольного.
Для оценки уровня сформированности ФГ учителя пользуются заданиями, размещенными в различных Интернет-ресурсах (приведены ниже).
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Приказ №139-п от 21.02.2023г. департамента образования администрации города Дзержинска Нижегородской области «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений г.о.г. Дзержинск Нижегородской области в 2023 году»