Программа "Создание инновационной модели интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса в целях повышения качества образования"
1. Введение
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005 №1340-р, приоритетный проект «Образование» требуют от системы российского образования функционирования в режиме поиска оптимальных путей решения важнейших задач.
На современном этапе, когда ценностными ориентирами в образовании становятся личность ученика, его способность к самостоятельной деятельности, его умение принимать решения и применять полученные знания на практике, иными становятся задачи учителя: «Не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать», возрастает роль в образовательном и воспитательном процессах науки, педагогических технологий. В этих условиях особенно важное значение приобретает развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять свою деятельность в инновационном режиме. Чаще всего переход в инновационное поле деятельности осуществляется недостаточно профессионально, в условиях отсутствия системы подготовки к такой деятельности, путём проб и ошибок, без анализа ситуации, экспертизы нововведения, без научно обоснованных подходов к решению задач, без прогнозирования результатов и проектирования процесса. Актуальность эксперимента состоит в необходимости разрешения противоречия между:
• высокими требованиями к уровню профессионализма педагогических работников, возрастающим спросом на образовательные услуги со стороны родительской общественности и недостаточными возможностями их реализации; необходимостью внедрения концептуальных идей обновления содержания образования и неразработанностью технологии методического сопровождения инновационной деятельности педагогических коллективов, отдельных работников;
• инновационным содержанием и устаревшими организационными формами и средствами в деятельности педагога.
2. Цель
Создать в инновационном пространстве городской системы образования новую модель интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса; сетевое взаимодействие МОУ ДПО «Центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения» с образовательными учреждениями г. Дзержинска, ориентированную на развитие инновационного потенциала системы образования города.
3. Задачи
1. Изучить опыт организации интерактивных форм в работе с родителями.
2. Определить комплекс условий и критерии оценки эффективности инновационной модели деятельности.
3. Реализовать инновационную модель интерактивного взаимодействия
участников образовательного процесса.
участников образовательного процесса.
4. Объект исследования
Деятельность всех участников образовательного процесса как система, ориентированная на развитие инновационного образовательного пространства города.
5. Предмет исследования
Система условий, средств и механизмов создания инновационной модели деятельности всех участников образовательного процесса Виртуальная школа – Синергия».
6. Рабочая гипотеза
Система в которой участвуют учитель, использующий активно информационно-коммуникационные технологии и сеть Интернет, родитель, являющийся пользователем ПК, в совместной деятельности добиваются:
- Повышение уровня информированности родителей в образовательном процессе.
- Активизация субъект-субъективных отношений на уровне «учитель-родители», «учитель-ученик», «родитель-ученик».
- Получение доступа к информационным ресурсам, содержащим высокопрофессиональную информацию на сайте «Синергия».
7. Критерии результативности
- Повышение степени осведомлённости родителей об организации и содержании учебного процесса.
-
Повышение качества образования, как результат активного вовлечения родителей.
-
Повышение активности родителей в инновационном развитии школы.
8. Ожидаемые результаты эксперимента
-
Расширение инновационного пространства системы образования города на основе инновационной модели
интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. -
Пакет нормативно-правовых, организационно-методических и финансово-экономических документов по сопровождению инновационного процесса.
Критерий и диагностический инструментарий определения эффективности инновационной модели деятельности:
-
Создание странички МОУ «СОШ №70» в Школе Синергия.
-
Вовлечение максимального количества учителей и родителей.
-
Включение в городскую систему интерактивного общения с образовательными учреждениями города.
9. Участники программы
Учитель-родители-дети класса
10. Срок реализации программы
2007-2012 годы
11. Методы сбора и обработки экспериментальных данных Комплексный, синтетический анализ информации
Проблемно-ориентированный анализ. Эмпирические методы педагогического исследования (наблюдение, беседа, опросы, анкетирование и т.д.) Метод экспертных оценок. Мониторинг инновационной деятельности.
12. Структура организации эксперимента
-
1 уровень – «учитель – родитель – ученик» – выстраивание интерактивного взаимодействия;
-
2 уровень – методическая поддержка образовательного учреждения по созданию и апробации инновационной модели деятельности;
-
3 уровень – муниципальное образовательное пространство. Координация и методическая поддержка всех субъектов сетевого взаимодействия.