- целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников речевой деятельности во всех ее
аспектах; -
создание условий для овладения детьми различными видами речевой деятельности и механизмами речи;
-
формирование у младших школьников общеучебных умений, необходимых для работы с текстом; умений
анализировать речевую ситуацию, ориентироваться в ее условиях; -
формирование умений устанавливать семантические и структурные отношения как в воспринимаемых, так и
в создаваемых текстах; -
развитие способности самостоятельно (на интуитивном уровне и на уровне осознания) определять
возможности различных языковых средств связной речи; -
воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению различных способов
творческой интерпретации художественного текста; -
пробуждение интереса к словесному творчеству, воспитание ребенка как автора, способного к
продуцированию собственных речевых высказываний, развитие его индивидуального творческого
потенциала; -
воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей в связи с
развитием у них коммуникативно-речевых умений; -
развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных речевых задач;
-
формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
- создание представления о речевой ситуации, введение учащихся в реальные и условные речевые ситуации и формирование умения ориентироваться в них, то есть ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения;
- работа над всеми видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением и письмом), формами речи (диалогом и монологом, устной и письменной речью);
- знакомство с понятием «текст» (речевое высказывание), который рассматривается как продукт речевой деятельности. Выделяются основные признаки текста, его виды в соответствии с функциональным типом, жанром, стилем. Это понятие обеспечивает интеграцию всех речевых умений и навыков и целенаправленную работу по созданию детьми собственных текстов.
В соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом работа по развитию речи младших школьников строится в форме деятельности по решению речевых задач. Учебный процесс при этом осуществляется с учетом структуры речевой деятельности и включает следующие фазы (по А.Н.Леонтьеву): мотив речи, ориентировку в речевой ситуации и предмете речи, планирование речевого высказывания, реализацию программы, контроль (сопоставление замысла и полученного продукта). Реализация данного подхода предполагает организацию работы по развитию речи как систематического курса, дающего младшим школьникам возможность последовательно усваивать необходимые речеведческие понятия и формировать у них коммуникативно-речевые умения.
В основе построения программы лежат идеи развивающего обучения. Речь функционирует и развивается в неразрывном единстве с конкретными видами деятельности детей. В условиях развивающего обучения важнейшие изменения в речи связаны со становлением учебной деятельности. Ее коллективно-распределенный характер порождает содержательные мотивы общения и с помощью учебного диалога ставит каждого учащегося в ситуацию конкретной коммуникативной задачи. Учебное сотрудничество обеспечивает развитие демократического стиля общения учащихся и учителя и способствует развитию чувства языка, практическому освоению соответствующими речевыми умениями. Но сама по себе такая совместная деятельность не обеспечивает овладение произвольной регуляцией речи. Поэтому необходимо создавать условия для постепенного перехода от учебного диалога к монологическим формам устной и письменной речи. В соответствии с этим основой для активизации процесса развития речи учащихся начальных классов становится единство учебной и речевой деятельности.
-
Бережное отношение к языку как средству общения.
-
Умение замечать прекрасное в окружающем мире и стремиться выразить свое отношение с помощью слова.
-
Сотрудничество с другими людьми.
-
Способность вступать во взаимодействие с одноклассниками в процессе решения коммуникативных задач.
-
Бережное отношение к языку как достоянию, оставшемуся нам от предков.
-
Умение видеть ценность и уникальность каждого человека.
-
Доброжелательное отношение к речевым высказываниям, созданным другими людьми.
-
Осознание авторского взгляда на мир.
-
Сотрудничество и взаимопони мание между людьми, овладение навыками учебного сотрудни чества.
-
Способность вступать во взаимодействие с одноклассника ми и взрослыми (в том числе с учителем) в процессе решения коммуникативных задач.
-
Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека
-
Бережное отношение к языку как достоянию, оставшемуся нам от предков и сегодня объединяющему всех соотечественников.
-
Понимание ценности различных позиций по отношению к информации, к речевым высказываниям (позиций читателя и зрителя, автора,
актера, критика). -
Умение замечать уникальность окружающего мира и самого себя и стремление выразить свою индивидуальность с помощью создания произведений различных жанров.
-
Сотрудничество и взаимопонимание между людьми, овладение навыками учебного и внеучебного сотрудничества.
-
Взаимодействие с другими людьми в процессе решения коммуникативно-речевых задач.
-
Умение соотносить различные точки зрения на предмет речи.