Особенности авторского курса «Юный олимпионик»
Особенности авторского курса "Юный олимпионик" в работе с одаренными детьми
- Огородникова Елена Леонидовна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 70» г. Дзержинск,
e-mail elenaogorod@mail.ru - Цыбулина Марина Анатольевна ,учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 70» г. Дзержинск, e-mail marisabelus@mail.ru
27 августа 2013 года на областной экспериментальной площадке по развитию речи в Нижегородском институте развития образования состоялось выступление Огородниковой Елены Леонидованы и Цыбулиной Марины Анатольевны по теме "Реализация авторской программы "Юный олимпионик" во внеурочной деятельности в рамках ФГОС". Фотоотчет>> Дальнейшее развитие
российской науки существенно зависит от притока талантливых детей, поэтому так
важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо
одаренных учеников. Вот именно в этот период проявляются и активно развиваются
склонности, способности, таланты. Одним из наиболее значимых средств
формирования познавательного интереса у младших школьников является подготовка
и проведение предметных олимпиад. Кроме того, предметные олимпиады являются и
средством формирования мотивации к учению, повышения познавательной активности,
развития творческих способностей. Предметные олимпиады способствуют углублению
и расширению знаний по предмету. В процессе выполнения олимпиадных заданий
ребенку предоставляется возможность самостоятельно мыслить и находить решения.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей.
Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени
утвердиться в собственных глазах и среди окружающих.
Своевременной на данном
этапе является использование авторской программы «Юный олимпионик» при работе с
детьми, обучающимися в общеобразовательных школах. Нами проведено исследование,
показывающее необходимость и важность использования данной программы.
Цель предложенной нами
программы: развитие познавательного интереса и нестандартного мышления младших
школьников при подготовке и проведении предметных олимпиад.
Программа реализуется во
внеурочной деятельности. Нами обеспечивается определенная дозировка материала,
присутствие элементов открытия и удивления, поэтапность, диалектичность
организации обучения от первого класса к четвертому.
Новизна программы в
следующем:
- В программе объединены два
направления развития познавательного интереса через лингвистический и
математический материал.
- Подготовка к предметным олимпиадам
начинает осуществляться со второго полугодия 1 класса.
- Определяется разработкой
диагностических методик выявления уровней развития познавательных способностей
у младших школьников.
- Разработана система упражнений
интегрированного характера, направленная на развитие различных психических
процессов у детей.
- Подобраны, систематизированы и
разработаны олимпиадные лингвистические и математические задания в соответствии
с программными разделами предмета «Русский язык» и «Математика» по каждому
классу (1-4)
- Определены итоговые уровни
развития учащихся к заключительному этапу работы кружка «Юный олимпионик».
- Получены результаты, показывающие
эффективность использования программы «Юный олимпионик» в начальной школе.
Структура занятий
определяется необходимостью развить познавательный интерес, нестандартное
мышление младших школьников на особо подобранном математическом и
лингвистическом материале.
Распределение материала
внутри занятия может быть различным: оно зависит от этапа обучения, сложности
материала, от индивидуальных особенностей учащихся, систематичности и др.
В этой связи предлагаемые
структурные элементы не следует воспринимать как единственно возможный вариант.
Занятия кружка предполагают творческий подход учителя к их подготовке и
проведению.
С организационной стороны
в работе кружка «Юный олимпионик» в начальной школе обычно выделяется 3 части:
1)игровая часть (решение языковых и
математических задач (10- 15 мин.));
2)теоретическая часть (обобщение учителя или учащихся (5-7
мин.));
3)практическая часть (подготовка материала
для проведения грамматических и математических игр, выпуска лингвистических и
математических листовок, бюллетеней и т.п. (10 -15 мин.)) В то же
время требование тематического единства предполагает гибкую структуру,
незаданность формы с учетом особенностей
содержания.
Примерная схема занятия
1.Орг. Момент (1 минута)
Основная задача этого момента —
настроить учащихся на работу; поставить учебные и воспитательные цели занятия.
2.Игра (4 минуты)
Влияет на развитие у учащихся
психологических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.
3.Разминка «Мозговой штурм» (5 минут)
Выполнение упражнений для улучшения
мозговой деятельности. Задания даются несложные, не требующие сложных
вычислений, рассуждений. Вопросы должны вызывать у учащихся заинтересованность
к предмету. Они рассчитаны на быстроту реакции и нестандартность мышления.
4.Теоретический материал. Школа юного мыслителя (10 минут)
Дается теоретический материал,
который не должен дублировать материал учебника, во многих случаях носит нестандартный
характер, а иногда соответствует принципу опережающего обучения. Главное, чтобы
ребенок смог проявить смекалку. Желательно поддерживать любознательность
учащихся, разумно дозировать подобранные задачи как в качественном, так и в
количественном отношениях в соответствии с уровнем их развития. В необходимых
случаях полезно помогать детям, направлять их работу, но в меру. Такой подход
позволяет прививать вкус к самостоятельному рассуждению, способствует
дальнейшему развитию мышления.
5.Великое нечто (3 минуты)
Целью этого этапа является знакомство
детей с историческими фактами, интересными людьми, которые оставили след в
науке.
6.Мы вместе (работа в парах) (10 минут)
Организация парной работы
способствует лучшему усвоению материала, дает возможность разъяснить друг другу
непонятные места, учит совместному взаимодействию. Кроме того, эта форма работы
является одной из форм учебного сотрудничества, которой на современном этапе
развития образования придается большое значение.
7.Проверь себя (самостоятельная работа) (7 минут)
На данном этапе решается задача
регулирующего компонента учебной деятельности.
8.Решение
старинных задач и задач-шуток (4 минут)
Как правило, это задачи, требующие
сообразительности и умения логически мыслить.
9.Подведение итогов (1 минута)
Вариативность в
проведении занятий достигается разнообразием форм преподнесения материала. В 1
классе занятия обычно проводятся в виде игры-соревнования (здесь используется
также рассказ-беседа, час занимательной грамматики и др.), во 2 классе ведущей становится
беседа, а в 3 классе к беседе добавляется рассказ, устный журнал. Своеобразие
внеурочной деятельности в средней школе определяется не только откликом ее
содержания и форм на возрастные возможности и потребности школьников.
Курс «Юный олимпионик»
помогает освоить программу общеобразовательной начальной школы, обеспечивает
комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивает
наблюдательность, воображение, способствует развитию сенсорной и двигательной
сфер ребенка, формирует мышление. Полученные умения и навыки могут быть
применены учащимися на уроках математики, русского языка, естествознания, что,
в конечном итоге, способствует лучшему усвоению школьной программы.
|